ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Часто у детей с нарушением звукопроизношения выявляется несформированность или нарушение фонетического слуха.
Под фонетическим слухом мы понимаем способность обладать:
1.Звукопроизносительной дифференциацией фонем (т.е. различением звуков).
2.Способность к фонетическому анализу и синтезу (по Лапаевой Р.И.)
«Фонетический слух - рано формирующийся сенсорный процесс» (Л.Е. Журова). К чему же ведет нарушение фонетического слуха? К дислексиям и дисграфиям. Поэтому и ставится вопрос о необходимости коррекции фонетического слуха, начиная с раннего возраста, в виде игры.
Специальные игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения. Подбор игр ведется в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания (т.е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам). Для этого используются дудочки, колокольчик, бубен, тамбурин, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка, труба, погремушка, металлофон и др. Используются различные шумы: для этого можно бросить на пол ложку, ластик, мяч, кусочек картона и т.д., ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять книгу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки и т.д.
Развитие функций фонетического анализа
проводится по следующему плану:
1. Формирование действия выделенного звука на фоне слова (есть данный звук в слове или отсутствует).
2. Формирование действия вычленения звука из начала и конца слова (по вопросам: «Какой первый звук в слове «дом»? Какой последний в слове «мак»?)
3. Выделение ударной гласной из слова.
4. Определение места звука в слове (после какого звука слышится звук «Ы» в слове «крыша»? Перед каким?)
5. Определение последовательности и количества звуков в слове. (Сколько звуков в слове «дом»? Какой первый, второй, третий?) |