Игры-упражнения для
развития слухового внимания,
восприятия и памяти
Развитие
слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает
формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на
звук, как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и
неживой природы. Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности
человека. Наличие в пространстве звуковых источников, перемещение звуковых
объектов, изменение громкости и тембра звучания — все это обеспечивает условия
наиболее адекватного поведения во внешней среде. На слуховой основе базируется
восприятие музыки, которая способствует формированию эмоционально-эстетической
стороны жизни ребенка, является средством развития ритмической способности,
обогащает двигательную сферу. Особую роль слух имеет в восприятии речи.
Слуховое восприятие развивается прежде всего как средство обеспечения общения и
взаимодействия между людьми. Формирование слухового восприятия устной речи
связано с усвоением ребенком системы звуковых, фонетических кодов. Начиная с
самого рождения ребёнка окружает множество звуков и он реагирует на них
врождёнными рефлексами, далее, по мере развития структур головного мозга, малыш
учится различать звуки в доме, на улице, тембр маминого и папиного голоса, а
также других взрослых, начинает сам гулить, а потом лепетать, тем самым также
развивая своё восприятие звуков речи.
Выделяют
два направления по развитию слухового восприятия: непосредственное развитие
слухового восприятия и развитие фонематического восприятия.
Слуховое
восприятие - это умение различать различные звуки окружающей действительности по их
основным характеристикам: силе (громкости), высоте, тембру, темпу.
Фонематическое
восприятие - это умение различать звуки речи, так называемые фонемы. Например, И
от Ы, Т от Д, С от Ш, Ч от ТЬ и др.
Развитие восприятия неречевых и речевых звуков
происходит параллельно, так же как и в жизни человек сталкивается с обилием
звуков и постепенно учится их дифференцировать.
Развитие неречевого слуха проводится по
направлениям:
·
знакомство со звучащими игрушками;
·
обучение умению реагировать на начало и конец
звучания;
·
обучение различению на слух звучащих игрушек;
·
обучение различению на слух длительности звучаний;
·
обучение
различению на слух слитных и прерывистых звучаний;
·
обучение различению на слух темпа звучаний;
·
обучение различению на слух громкости звучаний;
·
обучение различению на слух высоты звучаний;
·
обучение различению на слух количества звучаний;
·
обучение различению на слух музыкальных ритмов;
·
обучение различению на слух голосов птиц и животных;
·
обучение определению направления источника звука.
|