Игры-упражнения на
развитие фонематического слуха
«Можно есть»
Цель: развитие слухового
внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.
Ребенок внимательно слушает названия трех
объектов (близкие по звучанию слова). Ребенок вслед за взрослым повторяет
название только тех предметов, которые можно есть. Значение незнакомых слов
уточняется.
·
Картошка. Ложка. Окрошка.
·
Апельсин. Блин. Мандарин.
·
Конфета. Котлета. Ракета.
·
Миска. Сосиска. Ириска.
·
Банан. Диван. Барабан.
·
Мёд. Компот. Плот.
·
Лимон. Вагон. Бульон.
·
Сало. Залы. Хала.
·
Пироги. Сапоги. Утюги.
·
Калач. Кулич. Циркач.
·
Виноград. Мармелад. Фотоаппарат.
·
Пирожок. Творожок. Горшок.
·
Пломбир. Кефир. Сыр.
·
Суп. Зуб. Дуб.
·
Салат. Халат. Мармелад.
·
Жакет. Букет. Пакет.
·
Кабачок. Крючок. Значок.
·
Ананас. Квас. Контрабас.
·
Торты. Шорты. Корты.
·
Солянка. Полянка. Склянка.
·
Булочка. Будочка. Дудочка.
«Будь внимателен»
Цель: различение правильно
и дефектно произнесенного звука
Перед ребенком раскладывают картинки (банан,
альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед
правильно называет картинку – ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно –
красный. Произносимые слова: Баман, паман, банан, ваван, даван, баван, ванан и
т.д. Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и
т.д. Клетка, къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, квекта и т.д.
«Покажи»
Цель: развитие слухового внимания, слухового восприятия
и слуховой памяти.
Ход игры: Ребенок смотрит на картинку и показывает
геометрические фигуры, названные взрослым, только тогда, когда услышит
слово-команду «ПОКАЖИ». Ребенку необходимо ориентироваться не только на
название форм, но и на их количество, цвет, величину, а так же на наличие
слова-команды.
·
Покажи все зеленые квадраты.
·
А где синие треугольники?
·
Покажи красный овал.
·
А синий прямоугольник?
·
Где желтый круг?
·
Покажи желтый круг и красный квадрат.
·
А где фигуры без углов?
·
Покажи все прямоугольники.
·
Покажи 2 красных круга и два зеленых квадрата.
·
Покажи большой красный и маленький зеленый круги.
·
А 2 синих прямоугольника и 3 желтых треугольника?
·
Где 2 большие красные фигуры и 3 зеленые маленькие?
«Восстанови
пропущенное слово»
Цель: развитие слухоречевой
памяти
Ребенку
зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена,
письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из
слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном
прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля,
например корова-теленок; близким по звучанию, например стол-стон); ребенок
должен найти ошибку.
«Какой звук есть во
всех словах?»
Логопед произносит три-четыре слова, к каждому
из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает
у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш".
Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах:
жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка,
ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось –
"сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, вазелин –
"зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа –
"л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло –
"р"; рис, крепость, букварь – "рь".Педагог следит, чтобы
дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.
«Поймай звук»
Цель: выделить звук на фоне слова.
Задание: дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном
слове слышится звук [c]. Логопед называет слова «сова», «зонт», «лиса», «лес»,
«коза», «слон», «жук», «коса», «ёжик», «нос», «стакан».
«Начало, середина,
конец»
Цель: научить детей
распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета.
Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии
которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке
лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н"
- начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере
усвоения игры предметы заменяются картинками.
Ребенок берет из коробки один из предметов,
называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале,
середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее
отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих
звуки.
«Различай и
повторяй»
Цель: дифференциация
звуков
Логопед предлагает детям повторять за ним
только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова
с заданным звуком. Например:
«Повторяй за мной только звук с» - предлагаемый
звукоряд: з, с, ш, с и т.д.
«Повторяй за мной только слоги со звуком с» -
предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т.д.
«Повторяй за мной только слова со звуком с» -
предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т.д.
Речевой материал может быть подобран
по-разному, с учетом цели задания – выделение гласных звуков, согласных
(твердых – мягких, звонких-глухих, свистящих – шипящих, аффрикат и звуков
входящих в их состав и т.д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными,
звуков в словах-квазиомонимах и т.д.
«Какой отличается?»
Цель: научить дифференцировать слоги
При развитии у детей умения дифференцировать слоги,
различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений
серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустическими
далекими и акустическими близкими звуками. В упражнениях используются слоги
различной структуры – открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением
согласных.
Логопед произносит серию слогов (например: ну-ну-но,
сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог
отличается от других и чем.
«Съедобное —
несъедобное»
Цель: развитие речевого
слуха —умения внимательно слушать слова; развитие мышления.
Оборудование: мячик.
Ход игры: Перед началом игры необходимо уточнить представления
ребенка о том, что значит «съедобный» и «несъедобный» показать малышу продукты
питания или блюда, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно
есть, — это съедобное и то, что нельзя есть, — это несъедобное. Такую
подготовку удобно проводить дома на кухне — заглянуть в холодильник, в кухонные
шкафы, во время еды. Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит
напротив ребенка.
—Давай
поиграем в мяч. Я буду катить к тебе мяч и говорить разные слова. А ты
внимательно слушай: если я назвала съедобное — то, что можно кушать, — лови
мяч. Если я назвала несъедобное— то,
что есть нельзя, — не трогай мяч.
Взрослый катит к ребенку мяч, называя:
«пирожок», «конфета», «кубик», «суп», «диван», «картошка», «книжка», «яблоко»,
«дерево», «печенье», «торт», «котлета», «ручка» и т.д. Ребенок должен
внимательно слушать слова. В начале лучше проводить эту игру индивидуально в
медленном темпе, чтобы у ребенка была возможность не только вслушаться в
звучание слова, но и подумать, что оно означает. Можно проводить такую игру в
группе. В этом случае дети сидят напротив педагога. Взрослый отправляет мяч по
очереди к каждому из детей. За правильный ответ ребенок получает фишку.
Побеждает тот, кто набрал больше очков.
Развитие фонематического восприятия и
формирование четких фонематических представлений, а так же навык звукового
анализа и синтеза проводится в следующих направлениях:
●
научить различать голоса близких детей и взрослых;
●
научить распознавать по интонации и содержанию реплики
взрослых;
●
запоминать и воспроизводить без ошибок ряд звуков,
слогов, слов;
●
научить подбирать сходные по звучанию слова.
|