Вторник, 19.03.2024, 06:13
Приветствую Вас Гость | RSS
меню
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Игры-упражнения по формированию у детей представлений о величине

 

Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними.

Величина – понятие относительное и познается только в процессе сравнения предметов по определенным параметрам, таким как – высота, длина, ширина. Умение воспринимать и оценивать признаки величины имеет важное познавательное значение, так как лежит в основе формирования полноценных представлений о предметном мире. Поэтому помимо общего определения «Большой – маленький», необходимо сформировать у ребенка понятия "длинный- короткий","высокий-низкий", "широкий - узкий".

Усвоение представлений о величине проходит в несколько этапов, на протяжении которых совершенствуются глазомерные функции ребенка. Вначале дети учатся практическому примериванию – накладыванию и прикладыванию предметов. На основе длительного применения проб и примеривания у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине. Затем обучают использованию условной мерки, так как только при помощи условных мерок можно точно определить такое относительное свойство, как величина.

Игры и упражнения на восприятие величины следует проводить параллельно с играми на восприятие формы для того, чтобы дети овладели способом проб на разном материале.

 

Игра «Спрячь шарик в ладошках»

Цель: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.

Оборудование: Шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький).

Ход игры. Взрослый кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает ребенку, как спрятать шарик в ладошке. Потом предлагает ребенку взять любой из двух шариков и так же спрятать его. Если ребенок берет маленький шарик, он сможет выполнить задание, если же шарик большой, то шарик останется видимым. Взрослый говорит, что шарик не спрятался, его видно, потому что он большой. Затем дает ребенку другие шарики и просит спрятать их в ладошках. Результаты выполнения задания обсуждается с ребенком.

 

Игра «Разложи шарики в корзинки»

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб).

Оборудование: две большие и две маленькие корзинки – одного цвета; два больших и маленьких шарика.

Ход игры. Взрослый расставляет перед ребенком корзинки и предлагает разложить в них шарики. Если ребенок затрудняется, взрослый показывает и комментирует: «Большой шарик кладем в большую корзинку, а маленький шарик – в маленькую корзинку». Взрослый предоставляет возможность ребенку самому разложить шарики в соответствующие корзинки. После того, как ребенок выполнит практическое занятие, взрослый обобщает: «Правильно ты разложил: в маленькую корзинку – маленький шарик, а в большую корзинку – большой шарик».

 

Игра «Протолкни шары (кубы, бруски)»

Цель: учить соотносить по величине плоскостные и объемные формы, пробуя, отбрасывая неверные варианты и фиксируя верные.

Оборудование: Коробки, в каждой из которых по 4-5 отверстий одинаковой формы (круглые, квадратные, прямоугольные), но разной величины; геометрические формы разной величины, соответствующие величине отверстий.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку, геометрические формы и предлагает опустить все фигурки в коробку – каждою в свое отверстие. Взрослый смотрит, помогает, показывает, как сделать правильно, учитывая величину. В дальнейшем взрослый предлагает ребенку другую коробку и формы.

 

Игра «Матрешка»

Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб.

Оборудование: двухместная матрешка.

Ход игры: взрослый показывает ребенку, как «идет» к нему матрешка: «Смотри, вот идет к тебе Ляля. Открой ее, посмотри, что там внутри у нее». Взрослый помогает ребенку открыть матрешку и говорит: «Вот там есть еще маленькая , возьми ее. Покажи, как она ходит. Спрячь маленькую матрешку в большую». Если ребенок не выполняет это действие, взрослый сам медленно складывает матрешку. Затем ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. В конце игры взрослый обобщает: «Маленькую матрешку можно спрятать в большую матрешку».

 

Игра «Длинное -короткое»

Цель: формирование восприятия различных качеств величины, в данном случае длины, совершенствование навыков сравнения путем наложения.

Оборудование: разные по длине капроновые и атласные ленты разных цветов, картонные полоски, игрушки.

Ход игры. В гости пришли игрушки – мишка (толстый) и кукла (худая). Взрослый предлагает ребенку подарить кукле и мишке ленты, дает ему ленты, свернутые в трубочки: одну коротку (поясок для куклы) другую длинную (поясок для мишки). Взрослый помогает ребенку завязать пояски на игрушках. Игрушки рады подаркам, танцуют. Затем взрослый разыгрывает сценку  с игрушками – кукла и мишка хотят поменяться поясками. Предлагает ребенку снять пояски и поменять их. При попытки обменять ленты ребенок обнаруживает, что поменять нельзя -  на мишке пояс куклы не завязывается. Взрослый предлагает снять пояски, положить на стол и рассмотреть. Кладет сначала рядом, а затем накладывает друг на друга, объясняет: «Эта лента длинная. Эта короткая». Важно указать, что измерение начинается от одной точки, например, края стола. После этого взрослый дает ребенку две картонные полоски (их длинна такая же, как у ленточек) – длинную и короткую, просит их сравнить.

После того, как ребенок усвоил разницу в длине, взрослый дает поручение: «Принеси синюю ленту, такую же, как эта полоска» и т.п. Причем ребенок должен сначала на зрительной основе выбрать нужную, по его мнению, ленточку и только после этого наложить эту ленту на полоску для подтверждения правильности выбора.

Усложнение:

●      увеличивается количество сравниваемых по длине ленточек, вводятся сравнительные степени прилагательных – длиннее, короче; превосходная степень – самая длинная, самая короткая.

●      Выбор необходимой ленты можно проводить только путем зрительного соотнесения, без накладывания на полоску.

 

Игра «Пластилиновые колбаски»

Цель: закрепления понятий «Длинный», «короткий», «Одинаковой длины».

Оборудование: пластилин, стека.

Ход игры. Ребенку предлагаются пластилиновые колбаски одинаковой толщины, но разной длины. Предлагаем ребенку уравнять их с помощью стеки. Если ребенок затрудняется, показываем, как можно сделать колбаски одинаковой длины. Побуждаем ребенка употреблять слова: длинная, короткая, одинаковой длины.

 

Игра «Под платочком»

Цель: развитие тактильного восприятия величины

Оборудование: парные предметы разной длины (карандаши, строительный материал, палочки, платок.

Ход игры. Ребенок ощупывает под платком 2 палочки разной длины. После того,как ребенок определил, какая длинная, а какая короткая, он кладет на стол сначала длинную палочку, а затем – короткую. При этом называет их: «Это длинная палочка, это короткая». Игра проводится несколько раз. Каждый раз под платок кладут новые парные предметы.

 

Игра «Строим поезд»

Цель: закрепить понятия длинный, короткий.

Оборудование: вагончики изготовленные из картона.

Ход игры. Ребенку предлагается комплект из 10 вагонов. Взрослый показывает, как можно построить разные поезда: длинный и короткий. Затем просим ребенка повторить постройку из своих вагончиков. Побуждаем использовать в речи слова: длинный поезд, короткий поезд, первый поезд длиннее, второй – короче, одинаковой длины.

 

Игра «Широкое-узкое»

Цель: формирование представления о таком свойстве величины, как ширина, совершенствование приема сравнения предметов.

Оборудование: широкие и узкие ленты (одного цвета и разной ширины, и разного цвета и разной ширины), игрушки, картонные полоски.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку поиграть – прокатить машины (2) по дорожкам-лентам. В ходе действий с машинами выясняется, что по одной ленте могут проехать две машины, а по другой – нет. Ленты сравниваются, затем накладываются полоски, сравниваются. После этого взрослый объясняет: «Эта полоска широкая. А эта узкая». Затем ребенку предлагаются различные по ширине полоски и предлагается их сравнить между собой, сначала с помощью действий с предметами (матрешки и пр., как и с машинками), а затем с помощью картонных полосок и зрительного сравнения путем накладывания. Могут даваться поручения: «Дай широкую синюю полоску» и т.п.

Усложнения:

●      увеличение количества сравниваемых лент (или других предметов);

●      сначала сравниваются ленты одинакового цвета, но разные по ширине, затем разные и по цвету;

●      дается сравнительная и превосходная степень прилагательных.

 

Игра-задание «Широко-узко»

Цель: обучать сравнивать качества предметов, закрепление понятий «широко», «узко».

Оборудование: 2 шарфа, 2 кофты разных размеров; конструктор, игрушки.

Ход игры. Предложите ребенку рассмотреть два шарфа разных размеров – шарф, принадлежащий взрослому человеку, например, мамин и шарф кукольный. Потом можно сравнить две кофты – мамину (широкую), которая налезет на самого ребенка, и кукольную (узкую), которая ему, конечно же, окажется мала.

Воспользуйтесь деталями из деревянного конструктора и постройте вместе с ребенком несколько домиков. Затем к каждому домику выложите по две дорожки разной ширины – широкую и узкую, для чего надо просто выложить по их обочинам кубики. Теперь покажите малышу, что по узкой дорожке сможет пройти только кукла, но не пройдет машина. Пусть ребенок сам сделает вывод: «Эта дорожка – узкая». По дорожке более широкой уже может проехать машина. Вывод ребенка – «Эта дорожка широкая».

 

Игра «Высокое-низкое»

Цель: формирование восприятия такого качества величины, как высота, совершенствование навыков сравнения.

Оборудование: картонные елочки.

Ход игры. Игра проводится по аналогии с играми «Длинное – короткое» и «Широкое – узкое». Взрослый предлагает ребенку сравнивать сначала резко отличные по высоте елочки, говорит, что одна высокая, другая низкая. Могут вводится полоски.

Усложнение:

●      сравнение по величине (высоте) большее количество елочек;

●      сравниваются различные предметы (домик и елочка, кукла и собака и т.п.)

●      дается превосходная и сравнительная степень прилагательных.

 

Игра «Домики»

Цель: закрепить понятия «высокий», «низкий»

 Оборудование: счетные палочки

Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинку с изображениями домов. Задает вопросы: «Сравни дома. Какой дом самый высокий?(первый, красный и др.) Какой дом самый низкий? Что можно сказать про два дома синего цвета? (одинаковые)». Затем взрослый дает ребенку счетные палочки, и предлагает сложить два домика. После обсуждают постройку, побуждая ребенка использовать слова «высокий», «низкий».

 

Игра «Качество предметов»

Цель: закрепить понятие – высота, ширина, длина и классификация предметов по форме, размеру и цвету.

Ход игры. Вначале игры вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом идет перемена ролей, ведущим становится ребенок. Вот пример вопросов:

- Что бывает высоким?

Ответы – столб, человек, дом. Можно ввести в вопрос уточнение, спросив, что выше – дерево или дом; человек или столб.

- Что бывает длинным?

- Что бывает коротким?

- Что бывает широким?

- Что бывает узким?

- Что бывает круглым?

- Что бывает квадратным?

- Что бывает пушистым?

- Что бывает мягким?

- Что бывает твердым?

- Что бывает острым?

- Что бывает холодным?

Литература

  1. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии. Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. М. «Полиграф сервис», 2002
  2. Борякова Н.Ю. Соболева А.В. Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М. «Гном-Пресс», 2000
  3. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. Под ред. Л.А. Головчиц. М. «Граф пресс», 2003.
  4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. ВЛАДОС,2004

 

 

меню
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей