Нарушение речи.
Стертая форма
дизартрии
В последнее время, в процессе
исследований ученых, увеличивается число детей с дизартрией. Тщательное
логопедическое обследование и наблюдение выявляют у них ряд специфических
нарушений: нарушения двигательной сферы, пространственного гнозиса,
фонетической стороны речи, фонации, дыхания и другие, что позволяет сделать
вывод о наличии органических поражений центральной нервной системы.
В логопедической практике наиболее часто
встречается легкие (стертые) формы дизартрии, они могут наблюдаться у детей без
явных двигательных расстройств, перенесших воздействие различных
неблагоприятных факторов, в течение перинатального, натального и раннего
постнатального периодов развития.
НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ
ФАКТОРЫ:
·
токсикоз
беременности;
· хроническую гипоксию плода;
· острые и хронические заболевания матери в период беременности;
· минимальное
поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях матери и плода;
· легкую асфиксию;
· родовые
травмы;
· острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т.д.
РЯД
СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ
·
В
ранний период развития у детей со стертой формой дизартрии отмечаются
двигательное беспокойство, нарушения сна, частый, беспричинный плач. Кормление
таких детей носит ряд особенностей: наблюдаются трудность в удержании соска,
быстрая утомляемость при сосании, малыши рано отказываются от груди, часто и
обильно срыгивают. В дальнейшем плохо приучаются к прикорму, неохотно пробуют новую
пищу. За обедом такой ребенок долго сидит с набитым ртом, плохо пережевывает и
неохотно глотает пищу, отсюда частые поперхивания во время еды. Дети с легкими
формами дизартрических расстройств в дошкольном возрасте предпочитают каши,
бульоны, пюре, так что накормить такого ребенка становится настоящей проблемой.
·
Дети,
как правило, соматически ослаблены, часто болеют простудными заболеваниями.
·
Большинство
детей до 1 - 2 лет наблюдаются у детского невропатолога, в дальнейшем после 3-4
лет ребенок снимается с диспансерного наблюдения.
·
Раннее
речевое развитие у значительной части детей с легкими проявлениями дизартрии
незначительно замедлено. Первые слова появляются к 1 году, фразовая речь
формируется к 2 - 3 годам. При этом довольно долго речь детей остается
неразборчивой, неясной, понятной только родителям. Таким образом, к 3 - 4 годам
фонетическая сторона речи у дошкольников со стертой формой дизартрии остается
несформированной.
· Часто встречаются дети с нарушениями звукопроизношения, имеющие в заключении неврапатолога данные об отсутствии в неврологическом статусе очаговых поражений. Однако коррекция речевых нарушений у таких детей обычными методами и приемами не приносит эффективных результатов. Следовательно, встает вопрос о дообследовании и более детальном изучении причин и механизмов возникновения данных нарушений.
· При дообследовании детей с подобными речевыми расстройствами с применением функциональных нагрузок выявляется неярко выраженная микросимптоматика органического поражения нервной системы. Эти симптомыпроявляются в виде расстройства двигательной сферы и экстрапирамидной недостаточности и отражаются на состоянии общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также мимической мускулатуры.
·
Общая
моторная сфера характеризуется неловкими, скованными движениями. Может
встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей,
при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии),
нарушения мышечного тонуса. Часто при выраженной общей подвижности движения
ребенка со стертой формой дизартрии остаются неловкими и непродуктивными.
·
Наиболее
ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с данным
нарушением при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями,
точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации
движений. К примеру, ребенок со стертой формой дизартрии несколько позднее
своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить,
прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке. В
среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может научиться ездить
на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.
·
У
детей с легкими проявлениями дизартрии наблюдаются также и нарушения мелкой
моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений,
снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном
включении в движение, недостаточной координации. Пальцевые пробы выполняются
неполноценно, наблюдаются значительные затруднения. Данные особенности
проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка. Дошкольники с легкими
проявлениями дизартрии неохотно рисуют, лепят, неумело играют с мозаикой.
·
Особенности
состояния общей и мелкой моторики детей с дизартрией проявляются и в
артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем
сформированности мелкой и артикуляционной моторики. Нарушения речевой моторики
у дошкольников с данным видом речевой патологии обусловлены органическим
характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения
функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции.
Коррекция речевых нарушений требует тщательной работы с таким ребенком. И
конечно, такая работа представляется невозможной без поддержки и тесного
сотрудничества с родителями, заинтересованными в исправлении нарушений речи
своего ребенка.
|