Воскресенье, 16.12.2018, 18:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Нарушение речи.

 Стертая форма дизартрии

 

      В последнее время, в процессе исследований ученых, увеличивается число детей с дизартрией. Тщательное логопедическое обследование и наблюдение выявляют у них ряд специфических нарушений: нарушения двигательной сферы, пространственного гнозиса, фонетической стороны речи, фонации, дыхания и другие, что позволяет сделать вывод о наличии органических поражений центральной нервной системы.

      В логопедической практике наиболее часто встречается легкие (стертые) формы дизартрии, они могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших воздействие различных неблагоприятных факторов, в течение перинатального, натального и раннего постнатального периодов развития.

 

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ФАКТОРЫ:

·         токсикоз беременности;

·         хроническую гипоксию плода; 

·         острые и хронические заболевания матери в период беременности;            

·                       минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях матери и плода;

·         легкую асфиксию;          

·                        родовые травмы;

·         острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т.д.              

 

РЯД СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ 

 

·         В ранний период развития у детей со стертой формой дизартрии отмечаются двигательное беспокойство, нарушения сна, частый, беспричинный плач. Кормление таких детей носит ряд особенностей: наблюдаются трудность в удержании соска, быстрая утомляемость при сосании, малыши рано отказываются от груди, часто и обильно срыгивают. В дальнейшем плохо приучаются к прикорму, неохотно пробуют новую пищу. За обедом такой ребенок долго сидит с набитым ртом, плохо пережевывает и неохотно глотает пищу, отсюда частые поперхивания во время еды. Дети с легкими формами дизартрических расстройств в дошкольном возрасте предпочитают каши, бульоны, пюре, так что накормить такого ребенка становится настоящей проблемой.

·         Дети, как правило, соматически ослаблены, часто болеют простудными заболеваниями.

·         Большинство детей до 1 - 2 лет наблюдаются у детского невропатолога, в дальнейшем после 3-4 лет ребенок снимается с диспансерного наблюдения.

·         Раннее речевое развитие у значительной части детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено. Первые слова появляются к 1 году, фразовая речь формируется к 2 - 3 годам. При этом довольно долго речь детей остается неразборчивой, неясной, понятной только родителям. Таким образом, к 3 - 4 годам фонетическая сторона речи у дошкольников со стертой формой дизартрии остается несформированной.

·    Часто встречаются дети с нарушениями звукопроизношения, имеющие в заключении неврапатолога данные об отсутствии в неврологическом статусе очаговых поражений. Однако коррекция речевых нарушений у таких детей обычными методами и приемами не приносит эффективных результатов. Следовательно, встает вопрос о дообследовании и более детальном изучении причин и механизмов возникновения данных нарушений.     

·     При дообследовании детей с подобными речевыми расстройствами с применением функциональных нагрузок выявляется неярко выраженная микросимптоматика органического поражения нервной системы. Эти симптомыпроявляются в виде расстройства двигательной сферы и экстрапирамидной недостаточности и отражаются на состоянии общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также мимической мускулатуры.

·         Общая моторная сфера характеризуется неловкими, скованными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии), нарушения мышечного тонуса. Часто при выраженной общей подвижности движения ребенка со стертой формой дизартрии остаются неловкими и непродуктивными.

·         Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с данным нарушением при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений. К примеру, ребенок со стертой формой дизартрии несколько позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.

·         У детей с легкими проявлениями дизартрии наблюдаются также и нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Пальцевые пробы выполняются неполноценно, наблюдаются значительные затруднения. Данные особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка. Дошкольники с легкими проявлениями дизартрии неохотно рисуют, лепят, неумело играют с мозаикой.

·         Особенности состояния общей и мелкой моторики детей с дизартрией проявляются и в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой и артикуляционной моторики. Нарушения речевой моторики у дошкольников с данным видом речевой патологии обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции.

 

Коррекция речевых нарушений требует тщательной работы с таким ребенком. И конечно, такая работа представляется невозможной без поддержки и тесного сотрудничества с родителями, заинтересованными в исправлении нарушений речи своего ребенка.

 

 

Для родителей
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта