Полезные советы родителям по развитию речи дошкольников Развитие речи
дошкольников можно разделить на две категории: устранение дефектов речи и
развитие культуры речи. Если с первой проблемой сталкиваются не все, то вторая
проблема одинаково важна для всех дошколят. Младшим дошкольникам необходимо
развитие монологической и диалогической речи, способности формулировать
вопросы. Хорошо, если мальчики и девочки 4-5 лет умеют пересказывать тексты и
описывать ситуации, могут быть полноправными собеседниками и грамотно отвечать
на вопросы. Для развития речи дошкольников можно использовать сотни методов и техник: от скороговорок и словесных игр до пересказов и творческих сочинений. Стоит помнить, что развитие культуры речи тесно связано с интеллектуальным, эмоциональным, культурно-эстетическим развитием дошкольника. Для развития речи у дошкольников подходят различные игры и упражнения на формирование фонетического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении, либо подобрать слова с заданным звуком. Развивают речь у детей 4-6 лет игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умения подобрать слова с заданным количеством слогов. Игры для развития звуковой
культуры речи у дошкольников
«Придумай слово» Цель — развитие фонематического слуха у дошкольников или умение
подбирать слова на заданный звук. В процессе игры ребёнок должен придумать слово по заданию: с
заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов,
по схеме и т.д. Например, взрослый говорит: «К нам пришла посылка. Но чтобы её
открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со
звука [м] ».
Ребёнок должен подобрать как можно больше слов на этот звук. Если
в силу каких-то причин ребёнок не может подобрать слово, то нужно прийти
ненавязчиво на помощь ребёнку, вспомнив вместе сказочных героев, или названия
любимых игрушек.
«Поймай слог» Цель — развитие слухового внимания и его быстроты. Взрослый называет слог, а дети ребёнок «превращает» его в слово. Например: ПА — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т.д.
Игровое упражнение «Раздели
правильно» Цель — развитие умения делить слова на слоги. В эту игру можно играть всей семьёй. Дети и взрослые становятся в
круг и проговаривают чистоговорку: Друг за другом мы шагаем Слова на слоги разделяем. Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки
и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.
Игра «Наоборот» Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей). При работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение
Д. Чиарди «Прощальная игра»: Нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»). Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»). Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»). Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашёл»)! Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»). Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).
Игровое упражнение «Закончи
фразу» Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова
(слова-неприятели). Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен
сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу. Сахар сладкий, а лимон ... Луна видна ночью, а солнце ... Огонь горячий, а лёд ... Река широкая, а ручей ... Камень тяжёлый, а пух ... и т.д.
Предлагаемые игры
помогут вашему ребёнку сформировать фонематическое восприятие, обогатить
словарный запас, повысить звуковую культуру речи, что благотворно отразится на
его общении со сверстниками, обучению в школе.
|