Полезные советы родителям по развитию речи дошкольников Развитие речи
дошкольников можно разделить на две категории: устранение дефектов речи и
развитие культуры речи. Если с первой проблемой сталкиваются не все, то вторая
проблема одинаково важна для всех дошколят. Младшим дошкольникам необходимо
развитие монологической и диалогической речи, способности формулировать
вопросы. Хорошо, если мальчики и девочки 4-5 лет умеют пересказывать тексты и
описывать ситуации, могут быть полноправными собеседниками и грамотно отвечать
на вопросы.
Для развития речи
дошкольников можно использовать сотни методов и техник: от скороговорок и
словесных игр до пересказов и творческих сочинений. Стоит помнить, что развитие
культуры речи тесно связано с интеллектуальным, эмоциональным,
культурно-эстетическим развитием дошкольника. Для развития речи у дошкольников
подходят различные игры и упражнения на формирование фонетического слуха,
умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении,
либо подобрать слова с заданным звуком. Развивают речь у детей 4-6 лет игры и
упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умения
подобрать слова с заданным количеством слогов.
Игры для развития звуковой
культуры речи у дошкольников
«Придумай слово»
Цель — развитие фонематического слуха у дошкольников или умение
подбирать слова на заданный звук.
В процессе игры ребёнок должен придумать слово по заданию: с
заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов,
по схеме и т.д. Например, взрослый говорит: «К нам пришла посылка. Но чтобы её
открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со
звука [м] ».
Ребёнок должен подобрать как можно больше слов на этот звук. Если
в силу каких-то причин ребёнок не может подобрать слово, то нужно прийти
ненавязчиво на помощь ребёнку, вспомнив вместе сказочных героев, или названия
любимых игрушек.
«Поймай слог»
Цель — развитие слухового внимания и его быстроты.
Взрослый называет слог, а дети ребёнок «превращает» его в слово.
Например: ПА — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т.д.
Игровое упражнение «Раздели
правильно»
Цель — развитие умения делить слова на слоги.
В эту игру можно играть всей семьёй. Дети и взрослые становятся в
круг и проговаривают чистоговорку:
Друг за другом мы шагаем
Слова на слоги разделяем.
Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки
и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.
Игра «Наоборот»
Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).
При работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение
Д. Чиарди «Прощальная игра»:
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашёл»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).
Игровое упражнение «Закончи
фразу»
Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова
(слова-неприятели).
Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен
сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.
Сахар сладкий, а лимон ...
Луна видна ночью, а солнце ...
Огонь горячий, а лёд ...
Река широкая, а ручей ...
Камень тяжёлый, а пух ... и т.д.
Предлагаемые игры
помогут вашему ребёнку сформировать фонематическое восприятие, обогатить
словарный запас, повысить звуковую культуру речи, что благотворно отразится на
его общении со сверстниками, обучению в школе.
|