Вторник, 19.03.2024, 05:10
Приветствую Вас Гость | RSS
меню
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Тактильные и  вибрационные ощущения у детей с нарушением слуха

 Тактильные ощущения

 Осязание является чувственным отражением человеком объективной действительности, в котором сочетаются кожные и двигательные ощущения. С помощью осязания человек имеет возможность установить форму предметов, качественные особенности поверхности, плотность предметов, их протяженность и вес. Осязание дополняет сведения о предмете, получаемые благодаря зрительному восприятию.

  Осязание приобретает особенно важное значение у глухих детей, так как оно помогает им овладевать устной речью. Осязание как процесс восприятия и познания предметов складывается у ребенка постепенно и проходит длительный путь развития. На первом году жизни ребенок научается брать предмет, у него возникает разделение функций между правой и левой руками.. Важный этап в развитии осязания начинается с того момента, когда ребенок начинает сидеть. Постепенно у ребенка формируется умение ощупывать предмет. В младенческом и преддошкольном возрасте осязание неразрывно связано с предметными действиями и развивается на их основе. В дошкольном возрасте осязание начинает постепенно выделяться в самостоятельный процесс познания. У младшего дошкольника узнавание предметов путем осязания успешно совершается только при сопровождении его зрительным восприятием. На протяжении дошкольного возраста формируется самостоятельное осязательное восприятие, не нуждающееся в постоянной поддержке зрительного восприятия. Вместе с тем его развитие происходит относительно медленно, и сведения о форме предмета, которые получает ребенок благодаря зрению, остаются пока еще более полными, чем благодаря осязанию. Ребенок переходит от захвата и держания предмета неподвижной рукой к его ощупыванию. Вырабатываются разнообразные движения, позволяющие полнее выявить свойства поверхности предмета.

  К младшему школьному возрасту узнавание знакомых предметов на основе осязания достигает большой точности. Вместе с тем осязательное распознавание малознакомых объектов или объектов, лишенных части своих опознавательных признаков (например, плоские изображения), вызывает еще значительные трудности у младших школьников и осуществляется довольно успешно лишь у детей среднего школьного возраста. У учащихся средних и старших классов совершенствуются осязательные движения, формируется умение сочетать крупные движения рук, создающих общее представление о контуре объекта, с мелкими движениями вдоль отдельных частей объекта Это свидетельствует о значительном развитии осязательного восприятия на протяжении всего обучения детей в школе.

  В процессе развития осязания у глухих детей наблюдаются в основном те же этапы, что и у слышащих. Вместе с тем формирование кожной чувствительности как самостоятельного познавательного процесса совершается у детей с нарушенным слухом несколько более медленно, чем у слышащих. Слышащие дети к началу обучения в школе хорошо узнают знакомые объемные предметы путем осязания. Слабослышащие же к 7 – 8-летнему возрасту еще испытывают большие затруднения в узнавании предметов посредством одного осязания при выключенном зрении. Их деятельность во многом напоминает деятельность слышащих школьников. Различия между детьми с нарушенным слухом и слышащими детьми не исчезают и в более позднем возрасте.


Вибрационные ощущения

  В кожном покрове, включая слизистую оболочку рта и носа, а также роговую оболочку глаз, находятся важные органы чувств, которые составляют специальные рецепторы. Они соответствуют разным видам кожных ощущений. К ним принадлежат тактильные, температурные, болевые. Кожные ощущения вызываются воздействием механических и термических качеств предмета на кожу. Роль дистантных выполняют вибрационные ощущения. Они возникают при прикосновении к предмету, который вибрирует. Колебания этих предметов распространяются в окружающей среде через твердые тела. Ощущения вибрации могут возникнуть при воздействии на любой участок кожной поверхности человека: выразительные — на кончики пальцев, кожу ступни и живота, менее выразительные - на кожу шеи, плечевого пояса, бедра. Возможно отличить вибрации, которые одновременно воздействуют на разные участки кожи.

Для возникновения вибрационных ощущений необходимы воздействия меньшей силы, чем для слуховых.

  Роль вибрационной чувствительности в познании окружающей действительности значительнее для лиц с нарушенным слухом, чем для слышащих. Глухой может пользоваться вибрационной чувствительностью как познавательным средством, но в результате специальной работы.

  В среднем и старшем возрасте вибрационные ощущения играют большую роль. Развитие вибрационной чувствительности имеет значение для овладения словесной речью, правильного ее восприятия. Прикладывая ладонь к шее, носу, щеке того, кто говорит, глухой ребенок получает образец, который пробует воспроизвести. Вибрационная чувствительность, которая возникает в коже ладони, прижатой к горлу или носу, щеке, груди в момент рождения звуков, помогает осуществлять контроль за собственным произношением.

  В результате тренировки дети могут распознать некоторые звуки речи, знакомые слова и иногда фразы. С помощью специального прибора - вибратора - лучше, чем при чтении с губ, улавливаются такие элементы произношения, как словесное и логическое ударение, темп, ритм. Это позволяет объединять чтение с губ и восприятие речи через вибрационную чувствительность.

  Воспринимаемые вибрации помогают глухому узнать некоторые музыкальные произведения даже по незначительным признакам: чередование громких и тихих звуков, скорость смены одного звука другим. Наилучшим индикатором музыки при таком восприятии оказывается ритм. Дети могут дифференцировать довольно тонко воспринимаемые ритмы. Вибрационные ощущения музыки неустойчивы, требуют спокойствия тела в момент восприятия. При танцевальных движениях такое восприятие почти невозможно. К источнику вибрации танцующий поворачивается то боком, то спиной - это уменьшает вибрационную чувствительность. И все же даже такой хрупкий канал нельзя не использовать в целях развития ребенка. Когда он научится выделять ритмический образец и темп воспроизведения, эти признаки он легче определит в речевых воздействиях. Чувство ритма поможет ребенку улучшить речевую моторику.

  Кожные ощущения тесно связаны с двигательными. Их совокупность составляет специфику восприятия, которое возникает при последовательном прикосновении к предмету. Осязание как способ контакта с внешним миром и получения информации о нем играет значительную роль. Во взаимосвязи с другими видами ощущений и в первую очередь со зрением осязание является базой для формирования у человека целостных представлений об окружающих предметах и развития способностей к трудовой деятельности. И.М. Сеченов поставил осязание в один ряд со зрением. С помощью осязания человек имеет возможность определить форму предмета, качественные особенности поверхности, ее длину, примерный вес предмета. Оно дополняет знания, которые получены зрительным анализатором. Осязание обусловлено функционированием сенсорно-афферентных систем кожного анализатора. Человек способен очень точно соотнести все ощущения прикосновения и давления на определенное место кожного покрова. Однако такая способность вырабатывается в процессе накопления опыта и во взаимосвязи с развитием других органов чувств.

  Сначала ребенок только берет, захватывает предмет, за¬тем учится его ощупывать в процессе предметных действий. При этом участвует зрительное восприятие. Далее формируется осязание как самостоятельный процесс познания. Вырабатываются различные движения, которые позволяют более точно выявить признаки предметов. Однако осязание мало знакомых предметов или знакомых, но с изменением в контуре, формируется значительно позже. В средних и старших классах ученики способны соединить объемные движения рук с мелкими движениями вдоль отдельных частей предмета. В развитии тактильного восприятия глухие дети проходят те же ступени, что и слышащие, но по темпам овладения они значительно отстают от них. Поэтому в начальных классах осязательная деятельность глухих школьников напоминает похожие действия дошкольников.

  Детей с нарушенным слухом нужно как можно раньше приучать к исследованию предмета ощупыванием. Детей учат использовать прошлый опыт, сопоставлять ощущения с образами.

  Большое значение имеет специальное внимание развитию произвольной организации самого процесса обследования. Он идет параллельно с развитием мышления и речи, с уточнением представления о контуре, форме предмета. Совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность, что обеспечивает успех осязания.

 

 



меню
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей