Суббота, 27.07.2024, 16:04
Приветствую Вас Гость | RSS
меню
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Спросите любого родителя: что он считает главным для своего ребёнка? Ответы могут отличаться, но большинство будет – здоровье. Спросите у любого прохожего: что он пожелал бы другу? В большинстве случаев вы услышите в ответ – здоровья.  Все мы – родители. И главное, в чём мы должны помочь своим детям – это воспитать у них потребность быть здоровыми.

С гимнастикой дружи,
всегда веселым будь,
 и проживешь сто лет,
а может быть, и боле.

Микстуры, порошки —
к здоровью ложный путь.
Природою лечись —
в саду и в чистом поле
.

Авиценна 

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении.

Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников обусловлена необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы, которая позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развитии ребенка.

Планируя оздоровительную работу в ДОУ, ставлю перед собой цель:

-        сохранить и укрепить здоровье детей;

-        сформировать у родителей, воспитанников ответственность в деле сохранения собственного здоровья;

-        осуществлять комплексную систему физического воспитания детей.

 

 В последнее время в нашей стране замечено ухудшение физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе детей.  Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки. Главные причины: недостаточная двигательная активность, несвоевременное оказание медицинской помощи и нерегулярная лечебно-профилактическая работа, нарушения режима питания и отдыха в детском саду и дома.

Главная цель в моей работе - научить детей самостоятельно забо­титься о своем здоровье. Для этого я разучиваю с детьми комплексы упражнений по профилактике плоскостопия, дыхательной гимнастике, точечный массаж  рук, ног.

Большое влияние на формирование осанки у детей оказывает со­стояние его стоп.

В профилактику плоскостопия  входит  ношение правильно подобранной обуви с каблучком 5-8 мм, упругой стелькой, крепким задником.

Поэтому, дорогие родители, прошу вас обратить на это особое внимание. Тапочки и кеды с плоской, резиновой подошвой только спо­собствуют плоскостопию.

Предупреждать плоскостопие надо с раннего возраста. Для этого 2-3 раза в день детям надо предлагать специальные упражнения (в иг­ровой форме) для стоп. Очень полезна ходьба босиком по земле, песку, плоским камням, воде, по корням деревьев (но не по полу). В зимнее время желательно приобрести до­рожку массажер, по которой ребенок мог бы походить дома.

Помните, что плоскостопие ведет к снижению двигательной ак­тивности, отрицательно сказывается на деятельности внутренних орга­нов.

При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, отчего появляется в ногах боль, а иногда и судороги. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Дети страдающие плоскостопием, при ходьбе ши­роко размахивают руками, сильно топают, походка напряженная, неук­люжая.

Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука.

Для предупреждения плоскостопия важно, чтобы детская обувь не была тесной, плотной в облегании.

Не рекомендуется носить обувь с узкими носами. Не следует так­же разрешать детям ходить дома в излишне - теплой обуви, так как пе­регрев ног ослабляет связки стопы, способствует развитию плоскосто­пия.

Желательно, ежедневно проводить с детьми умеренные упражне­ния мышц ног и стоп: ходьбу на носках, наружных краях стоп, по на­клонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя на палке. Длительность упражнений 10 - 25 мин, в зависимости от возрас­та. Хорошо укрепляет стопу ежедневные прохладные ванны с после­дующим массажем.

Давайте вместе будем бороться за здоровье наших детей! Желаю­щим я предлагаю комплексы упражнений.

 

ПЕРЕЧЕНЬ УПРАЖНЕНИЙ

1.Упражнения без предмета. Подниматься на носках и опускаться на стопы. (4-5 подходов по 6-8 раз)

2.Одна стопа потирает другую. (4-5 подходов по 6-8 раз)

3.Сгибать и разгибать пальцы, сидя и лежа (4-5 подходов по 6-8 раз)

Общеразвивающие упражнения на укреп­ление мышц бедра и голени, охватываю­щие все группы мышц. (4-5 раз по 3-4 подхода)

4.Ходьба на носках, на пятках и наружных краях стопы.(4-5 раз по 3-4 подхода)

5.Разнообразные подскоки, прыжки на месте и с передвижением. (80-100 прыжков 3-4 раза)

6.Ходить босыми ногами по песку, по круглому щебню, по дорожке - массаже­ру. (80-100 прыжков 3-4 раза)

7.Захват предметов пальцами ног, удержа­ние и выбрасывание их. (5-6 предметов каждой ногой по 3-4 раза)

8.Перекатывание стопой набивного мяча, мешочка с песком и др. предметов в раз­личных направлениях. (4-5 подходов по 3-4 раза)

9.Стоять на деревянных дощечках - шаб­лонах с отпечатками стоп, правильно ста­вить стопу. (4-5 подходов по 3-4 раза).

УПРАЖНЕНИЯ НА ПОСОБИЯХ

 

10.Ходьба босиком по рейкам, по рейке-качалке, положенной выпуклой стороной вниз.

11.Ходьба по ребристой доске, расположен­ной на полу, и по наклонной ребристой доске.(3-4 раза)

 

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПОСОБИЯ

12.Ходьба по гладкой наклонной доске вверх - вниз.

13.Ходьба по прямой и наклонной дорожке с отпечатками стоп. Постепенно увеличи­вая наклон. (4-5 раз).

Упражнения на укрепление мышц стопы и голени

и формирование свода стопы.

Они могут применяться на занятиях по физической культуре, а также на утренней зарядке, гимнастике после дневного сна, в качестве до­машних заданий и т.п. Дозировка упражнений за­висит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от четырех-пяти раз на этапе разучивания комплекса. Для создания по­ложительного эмоционального фона упражнения следует выполнять под музыку. Кроме того, не­обходимо применять наглядные пособия (картин­ки, рисунки), а также загадки, песни, стихи, соот­ветствующие сюжету комплекса. Это способствует повышению интереса и активности детей, следовательно, более качественному выполнению упражнении.

«Увлекательный зоосад»

  1. «Забавный медвежонок»

И. п. - стоя, на внешней стороне стопы, руки на пояс. Ходьба на месте на внешней стороне стопы. То же с продвижением вперед – назад, вправо – влево. То же, крутясь на месте вправо и влево.

3. «Обезьянки - непоседы»

И.п.- сидя по-турецки, руки произвольно. 1-2 - встать; 3-4 - стойка: ноги скрещены, опираются на внешнюю сторону стопы; 5-6 - сесть; 7-8 - и.п.

 

4. «Резвые зайчата»

И.п.- стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1-16 - подскоки на носках.

Для каждого занятия выбирают три - пять уп­ражнений для выработки правильной осанки, столько же - на расслабление, растягивание и ук­репление определенных мышц и т.п. - В зависи­мости от индивидуальных особенностей ребенка.

Мы радуемся, что дети 4—5 лет способны быстро усваивать новый материал, всячески стараемся ввести различные предметы в самом большом объеме, забывая, что физически ребенок не готов к таким нагрузкам. Да и нервная система не выдерживает. А нарушения осанки стали привычным явлением и не вызывают беспокойства у родителей. Им важнее, чтобы ребенок приобрел навыки в ино­странных языках, музыке, живописи и т. п.

Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребенка формируется на протяжении всей его жизни.

 

 

Упражнения для выработки навыка

правильной осанки.

 

И.п.–стоя спиной к стене.

1. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки касаются стены, голова поднята, плечи опущены и отведены назад, лопатки приле­гаю к стене. Если поясничный лордоз увеличен, следует приблизить поясницу к стене, немного напрягая мышцы живота и передней поверхности бедер; при этом таз поворачивается вокруг тазо­бедренных суставов, и угол его наклона умень­шается.

2. Потянуть руки и плечи вниз, голову вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох), расслабиться (вдох).

3. Потянуться вверх всем телом, от головы до пяток (на носки не приподниматься), опустить плечи, вытянуть весь позвоночник (выдох), рас­слабиться (вдох).

4. Положить руки на голову, потянуть вверх все тело, кроме шеи и головы, вытягивая грудной и поясничный отделы (выдох), расслабиться (вдох).

5. Закрыть глаза, сделать шаг вперед, принять правильную осанку. Открыть глаза, проверить

правильность осанки, исправить замеченные де­фекты.

6. Сделать два-три шага вперед, присесть, встать, принять правильную осанку, проверить себя.

7. Сделать один - два шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плеч, рук и туло­вища - «обвиснуть». Выпрямиться, проверить осанку.

8. Подняться на носки, скользя спиной по сте­не, потянуться всем телом вверх. Задержаться в этом положении на 3-5 секунд, вернуться в ил.

Все эти упражнения можно усложнять - выполнять, не прислоняясь спиной к стене.

Главное средство профилактики и необходи­мый компонент лечения заболеваний позвоноч­ника - выработка навыка правильной осанки. К сожалению, это трудная задача не столько для ре­бенка, сколько для родителей и педагогов. Сама собой хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях - у совершенно здорового, переполненного энергией, гармонично развитого ребенка. Всем остальным необходимо:

  • обеспечить условия для формирования правильной осанки;
  • знать, что такое правильная осанка, как именно надо стоять, сидеть и двигаться не сутулясь;
  • сознательно и бережно относиться к своему здоровью и одной из главных его опор - позвоночнику;
  • доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений.

Упражнения на ощущение

правильной осанки.

Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при прикосновении спиной к стене. Дети начинают чувствовать уровень надплечий, положение лопаток, таза, всего тела. В этом случае полезны следующее упражнение.

 И.п. - стать спиной к стене в основной стойке, так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь со­хранить то же положение тела, вер­нуться к стенке. Повторить несколь­ко раз.

Правильному положению и отчетливому ощущению прямой спины способствуют и уп­ражнения с обручами, палками, положенными на лопатки.

Здоровый ребенок должен много двигаться, тем более что из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вер­теться и скакать. В положении сидя или стоя, особенно если находиться в одной и той же позе приходится дольше нескольких минут, ребенок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, и на­чинается формирование плохой осанки. Неболь­шая, но регулярная физическая нагрузка (плава­ние, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора, ежедневная физкуль­тура) - необходимое условие для нормального развития опорно-двигательного аппарата.

 Создавая  условия для самостоятельной здоровьесберегающей деятельности детей, инициирую разнообразные игровые  проблемные     ситуации.  Предлагаю детям ситуационные задания: составь режим дня для малышей; придумай и покажи, как научить маленького ребенка мыть руки, умывать лицо, вытирать руки насухо полотенцем, полоскать рот после еды; расскажи, что будет с твоей любимой куклой, если она перестанет мыть руки, если не будет чистить зубы; выбери какие из этих продуктов самые полезные; посмотри на эти картинки и расскажи как дети умеют следить за своим здоровьем.

        Организую вместе с детьми простейшие практические ситуации, как поступить если заложен нос, заболело ухо, промокли ноги, как провести гимнастику для глаз.

       Вовлекаю детей в проектную деятельность, предлагая самостоятельно решить задачи, связанные с зож и здоровьесберегающим поведением: «Создаем азбуку здоровья», ищем ответ на вопрос «Кто помогает нам быть здоровым?», придумываем рекламу полезных для здоровья продуктов, придумываем рецепт «Салата здоровья».

       Вместе с инструктором по физвоспитанию провожу праздники здоровья, в которых участвуют дети и их родители.

       Организую дидактические игры здоровьесберегающего содержания: «В гостях у Айболита», «Уроки Мойдодыра», «Полезные и вредные привычки»…

       Активизируя творческую деятельность, предлагаю детям рисовать или придумывать загадки на тему здоровья. Активизирую детей самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения. Обращаю внимание детей на важность постоянного соблюдения правил зож.

       Читаю детям произведения соответствующей тематики: А.Барто «Наступили холода»,  В.Бондаренко «Где здоровье медвежье», С.Прокофьев «Силач», В.Голявкин «Про Вовкину тренировку»,  Е.Ильин «Боксер», «Олимпиец», В.Зайцев «Я одеться сам могу», Е.Благинина «Научу одеваться и братца», Л.Герасимов «Купаю куклу»,  Я.Яхнин «Почему надо чистить зубы?», В.Степанов «Сам». Организую беседы на тему здоровья.

 

 

Здоровье нас и наших близких в наших собственных руках. Мы должны понять, что выжить в современном мире по силам только здоровым людям, поэтому надо беречь самое ценное, что у нас есть.

 

Подготовила:

Воспитатель

Кашина Е.В.

меню
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июль 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей