Воскресенье, 16.12.2018, 17:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Влияние нарушенного слуха на развитие процессов ощущений

Зрительные ощущения

 

Зрительные ощущения детей с нарушенным слухом развиваются по тем же законам, что и ощущения слышащих детей. Однако отсутствие (полное или частичное) слуховых ощущений и замедленное овладение словесной речью создают особые условия развития зрительных ощущений глухих. Если ребенок родился глухим, некоторое своеобразие в развитии зрительных ощущений возникает уже в первые месяцы его жизни. У слышащего ребенка с первых месяцев жизни образуются связи между слуховыми и зрительными воздействиями. Облик матери связывается с ее голосом. Звучащие предметы привлекают внимание слышащего ребенка, что создает у него расширение круга зрительно воспринимаемых предметов, тогда как глухой ребенок лишен этой возможности. Более существенные  изменения в развитии зрительных ощущений детей с нарушенным слухом по сравнению со слышащими начинают возникать к концу первого года жизни и все более усиливаются в первые 2—3 года, так как слышащие дети в этот период овладевают словесной речью.

  Психологические исследования показывают, что процессы ощущений преобразуются в силу того, что ребенок овладевает словесными обозначениями предметов. Включение речи в процессы ощущений дает возможность ребенку обобщать предметы, игнорируя некоторые несущественные признаки в том случае, если предметы имеют одинаковое название.

  Для развития ощущений большое значение имеют практические действия с предметами. У слышащих детей действия с предметами часто сопровождаются словесным общением со взрослыми или более старшими детьми, которые сообщают детям названия не только предметов, но и их отдельных частей и свойств. Они привлекают внимание детей к этим признакам предметов, делают восприятие детей более полным, многосторонним. Тем самым речевые средства позволяют анализировать и синтезировать предметы, выделять отдельные части и свойства предметов, группировать предметы по какому-либо признаку.

  У детей с недостатками слуха в первые годы их жизни общение со взрослыми в основном складывается в практически-действенном плане. Взрослые постепенно приучают детей к различным практическим навыкам. Действия с предметами при руководстве со стороны взрослого развивают зрительные ощущения слабослышащих детей, помогают вычленять основные признаки предметов на основе познания их орудийного назначения в жизни человека. Однако речевое общение со взрослыми оказывается крайне бедным в первые годы жизни глухого ребенка. У детей с нарушенным слухом, находящихся в среде слышащих (в том случае, если дети не воспитываются в специальном учреждении и родители не обучают детей словесной речи сурдопедагогическими методами), речевое общение строится в основном на понимании и усвоении естественной мимики и жестикуляции, сопровождающей речь взрослых. Движения головы, лица, рук взрослых приобретают для глухих детей жизненно важное значение. У детей воспитывается к ним особая наблюдательность.

   Специальное обучение детей с нарушенным слухом в детском саду и школе позволяет полностью компенсировать их зрительное восприятие младшем школьном возрасте глухие дети еще обнаруживают определенное своеобразие зрительных ощущений по сравнению с их слышащими сверстниками.

  Процесс зрительного восприятия предметов протекает у них относительно медленнее,

чем у слышащих.

  По данным исследований, зрительные ощущения слабослышащих детей значительно развивается в период обучения в школе, что приводит к сближению линий развития зрительных ощущений у глухих и слышащих детей. Имеется и определенная специфика в развитии зрительных ощущений детей с нарушенным слухом. У них формируется тонко дифференцированное восприятие мимики и жестов других людей, изменяющихся положений пальцев руки человека при дактильной речи, а также движений губ, лица и головы человека при устной речи.

  Зрительные ощущения имеют очень большое значение для развития возможностей слабослышащего общаться с окружающими его людьми, для восприятия обращенной к нему речи.

  Зрительные ощущения выполняют и другую очень важную  роль в жизни детей с недостатками слуха, так как они является главным источником  их представлений об окружающем мире. Эту роль трудно переоценить в трудовой деятельности слабослышащих. Поэтому всем педагогам и воспитателям детей с нарушенным слухом необходимо очень внимательно относиться  к  формированию  и   развитию   зрительных ощущений детей.

  Важная задача педагогов и воспитателей состоит также в том, чтобы заботиться о развитии зрительного восприятия у детейс нарушенным слухом в единстве с развитием других видов восприятия, также имеющих большое значение в компенсаторном развитии их психики.

Для родителей
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта