Воздействие музыки в игровой деятельности на
организм ребенка
Дети
подвижны, эмоциональны, восприимчивы, и поэтому большая часть информации легче
усваивается ими через движение. И воображение ребенка, как об этом писал
Л.С.Выготский, имеет двигательный характер.
Наиболее
продуктивным будет процесс воспитания, актуализирующий духовное развитие детей,
формирующий нравственно - этические установки по отношению к окружающему миру и
собственному здоровью посредством воздействия на эмоциональную сферу ребенка
через двигательную активность.
Для
закрепления полученных знаний, умений и навыков целесообразно применять разные
виды музыкального движения. Оптимальное психолого-педагогическое средство,
которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей - это игра. В условиях
музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на
овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными
способностями. Музыка пробуждает у детей светлые и радостные чувства. Они
получают огромное удовлетворение от свободных и легких движений, от сочетания
музыки с пластикой своего тела и жестов. По мнению О.С. Газмана, в игре у детей
возникает 3 цели:
- удовольствие от игры – "Хочу”;
- выполнять правила игры –
"Надо”;
- творческое выполнение игровой
задачи – "Могу”.
Таким
образом, складывается основной механизм игры (Хочу! Надо! Могу!) влияющий на
личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и
самоконтроля.
Воздействие
музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в трех
аспектах.
Первый
аспект - физиологический.
Взаимосвязь
музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует
деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем,
формирует произвольность психических функций.
Второй
аспект – психологический.
Музыка,
воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию
познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
Третий
аспект – педагогический.
Посредством
музыки воспитывает способность этически воспринимать действительность и
приобретать социальный опыт для творческой жизнедеятельности.
В
музыкальной игре дети осваивают средства художественной выразительности,
характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это дает
возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.
Медлительные
дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре
головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус.
Это
произведения подвижного, быстрого характера.
Расторможенные
(гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего
возбужденное состояние коры головного мозга.
Дистоническим
детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния
(от агрессии до атонии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера,
с одинаковым уровнем громкости звучания.
Создавая
предпосылки для педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание
детей ан выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости
активизирует ребенка и сопровождает его в каждой игре.
Педагогическая направленность
I группа
|
II группа
|
III группа
|
Игры на развитие внимания
|
Игры на развитие памяти
|
Игры на развитие мышления
|
Развивают: наблюдательность, устойчивость,
переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематический и
речевой слух
|
Развивают: зрительную, двигательную,
образно-слуховую, музыкальную память; формируют процессы запоминания,
сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти
|
Развивают умственные действия-сравнения,
сопоставления, обобщение анализа и синтеза.
|
Формы проведения музыкальных игр
Все игры
имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действий, игровой
замысел, игровой материал, правила. По форме проведения игры подразделяются:
- статические (стоя или сидя);
- игры с движением;
- речедвигательные игры;
- игры-шутки;
- игры-песни;
- артикуляционные игры;
- игры-забавы;
- игры-загадки;
- ритмические игры.
Каждой игре
предшествует подготовительное или вспомогательное упражнение, которое сначала
проводится без музыки, а затем с сопровождением.
Цель этих
упражнений – подготовить тело ребенка (руки, ноги, голову, кисти, пальцы) к
воспроизведению действия, разогреть мышцы. Обучение в игре и развитие
происходит постепенно.
Можно
выделить три этапа работы над музыкальными играми:
I этап –
создается мотивация игры, объяснение ее содержания, осваивается игровое
содержание;
II этап –
формирование двигательных, речевых, вокальных навыков;
III этап –
осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, проявляется
самостоятельность детей.
Главным
средством музыкального воздействия на слуховые и двигательные анализаторы
является метроритм.
Метроритмическая
единица – доля, соответствующая шагу, взмаху руки, повороту головы, наклону
корпуса, - вырабатывает в детском организме размеренность темпа движения, что
является положительным моментом и базисом в регуляции психических процессов.
Следовательно,
можно сделать такой вывод: у ребенка развились положительные качества личности:
дети стали активны, инициативны, находчивы, решительны. Также развился и
познавательный интерес. Игры воспитали у детей правильное отношение к
окружающему миру. Следовательно, улучшилась память, выработалась устойчивость
произвольного внимания, повысилась творческая активность.
Таким
образом, физиологические, психологические, педагогические аспекты
музыкально-игровой деятельности направленные на оздоровление и на обеспечение
полноценного эмоционально-психического комфорта стали основой развития
двигательных, речевых и вокальных навыков детей.
Приложение
Игра на развитие воображения и памяти физических
действий
"Пьем чай”
Методические пояснения
Дети держат
перед собой раскрытую левую ладонь — "блюдце”, в правой руке держат
воображаемую чашку за ручку, соединив указательный и большой пальцы. У педагога
в руках воображаемый чайник, он обходит детей, наливает им "чай”, произносит
текст: "Как приятно выпить чай...”
Цель игры: развивать память физических
действий, воображение, речь, мышление, закрепить имеющиеся у детей знания и
дать новую познавательную информацию о видах чая, его пользе и пр.
Педагог: Все ли, деточки, вы сыты? Аль еще
чего хотите?
Дети: Захотелось нам играть, Федю-медю
выбирать!
Педагог: Сейчас мы с вами считалкой и
узнаем, кто у нас Федей-медей.
Едет Федя на
медведе,
Едет, песенки поет.
Кто не хочет слушать Федю,
Тот сейчас водить пойдет!
Проводится музыкальная игра "Федя-медя”.
Летает – не летает?
Цель. Развивать умственные действия:
сравнение, сопоставление, анализ.
Ход игры. Дети слушают шутливую песню и запоминают ее
содержание. По окончании музыки дети делятся на две подгруппы: одна будет
изображать то, что летает, и тех, кто летает; вторая — то, что не летает, и
тех, кто не летает.
Полетели в
облака.
Пчелка, чиж, два рыбака,
Вертолет и теплоход,
Карлсон, ежик, самолет.
Аист, Умка,
воробей,
Змей Горыныч, соловей,
Две сороки, да блоха,
В ступе Бабушка Яга.
А за ними
бегемот,
Кот, щенок и кашалот.
Сивка-Бурка, мухомор
Не вернулись до сих пор.
Воробьи
Цель. Учить сопоставлять поэтический текст
с характером музыки.
Ход игры. Дети слушают и запоминают два четверостишия о
воробьях.
Воробей с
утра поет:
"Чик-чирик! Весна идет!”
Солнце землю пригревает,
И подснежник расцветает.
Если холодно
— стоит,
Не чирикает, молчит,
Даже зерен не клюет,
Своих песен не поет.
Прослушав
фортепианные пьесы "Воробьишкам холодно” Ж. Металлиди и "Воробьи на солнышке”
А. Вольфензона, дети называют стихи, соответствующие музыкальным произведениям. |