Рекомендация для родителей
"Значение рисования для
всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника"
В стремлении воспитать маленького
человека мы должны стараться, чтобы каждый фрагмент нашего «произведения» -
каждая сторона личности ребенка – была яркой и интересной. Изобразительное искусство – это
лишь одна грань. Но какая! Мы даем годовалому малышу карандаш «Порисуй!» И он
рисует. Это заложено природой – начиная с первобытных времен, человек всегда
рисовал. И теперь, пока желание свежо, а любопытство безмерно, пришла пора
начинать то, что называется скучным словосочетанием «эстетическое воспитание» -
бесконечное, увлекательное путешествие в страну пластических искусств. Детское творчество - целая
большая «живая» область самостоятельного своеобразного искусства, со своими
закономерностями, этапами поступательным движением вперед. Как вы думаете, есть ли,
что-нибудь общее между маленьким ребенком и художником импрессионистом?
Оказывается, есть и очень многое. Свобода самовыражения, интерес к
экспериментированию и открытиям, любовь к цвету, живость и смелость рисунка. В
самом деле, малыш самозабвенно ставит на
месте самые немыслимые линии, ставит на листе самые невозможные по цвету и форме
пятна… Главное для него процесс, а не результат. Хотя результат тоже всегда
восхищает и радует. И эмоции при этом льются самые яркие, сильные,
созидательные. Они созидают отношение к миру и себе самому. В 5–6 лет дети уже
достаточно опытные «художники». Они более уверенно и свободно владеют кистью, с
удовольствием рисуют красками. А раскраски воспринимают как уже созданные
образы, которые требуют цветового решения. К 7 годам формируются предпосылки
для успешного перехода на следующую ступень образования. Ведь занятия
изобразительным искусством развивают не только творческие процессы, но и
помогают усвоению других предметов: таких как математика это ориентирование в
пространстве и на листе, расположение, формат листа (вертикальный,
горизонтальный, квадратный и т.д.), счет, форма предметов, подготовка руки к
письму, биология – строение растений, животных, человека и т.п. Одной из важных частей работы по
развитию творчества в изобразительной деятельности детей является работа с
цветом. Что такое живопись? Что такое цвет в живописи? Давно замечено, что
дети, будучи самыми маленькими, не боятся красок, они любят цвет, и их рисунки
отличаются яркостью, красочностью. Но ребенок взрослеет, ему мало только одного
процесса рисования, ему нужен результат. Даже самый маленький ребенок
эстетически воспринимает цвет, и обучать детей законам цвета, его восприятию
нужно как можно раньше. Дошкольник – это очень
благодатный для обучения возраст, когда ребенку все интересно, он впитывает в
себя полученные знания и отдает их в виде ярких красочных рисунков. Если пропустить
этот момент то будет гораздо труднее учить детей, пробудить в них чувство
цвета. Мы учим видеть, наблюдать и замечать окружающий разноцветный мир, увидев
его во всем богатстве оттенков, ощутив волшебство обычных красок.
Характерно, что использование
красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех
возрастов. К старшему дошкольному возрасту ребенок более тонко и разнообразно
использует цвет, создавая выразительные образы. Замечено, что ребенок применяет
яркие, чистые, красивые цвета для изображения любимых героев, приятные события,
а темными изображает нелюбимых, злых героев и печальные явления.
Осваивая цвет, дети начинают
использовать его однозначно, земля – всегда коричневая, небо – синее, солнце –
желтое, трава – зеленая и т.п. Особенно это заметно к концу учебного года,
когда в наборах красок одновременно заканчиваются все яркие насыщенные цвета.
То есть цвет не является выражением отношения ребенка, а служит лишь средством
обозначения предмета.
Другое средство выразительности,
используемое дошкольником, – линия. Замечено, что предметы, явления, которые
близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и
некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией. Как и
взрослые, дети очень часто используют прием гиперболизации (преувеличение
каких-то признаков). Они выделяют в изображаемом предмете или явлении то, что
на их взгляд особенно значимо. Рисуя первый снег, ребенок изображает падающие
снежинки огромных размеров. Занятия изобразительным искусством (вопреки
расхожему мнению, как о второстепенном, незначительном предмете, баловстве)
развивают и обучают. На занятиях мы и считаем, и читаем стихи, слушаем музыку,
изучаем природные явления, животных, человека, природу, деятельность людей.
Ведь прежде чем изобразить что-либо, нужно изучить, понять этот предмет или
явление. Поэтому не нужно упрекать ребенка в том, что он рисует: «Тебе что,
делать нечего?» Ведь таким образом он познает окружающий мир.
Дорогие родители! Приобретите Вашему ребенку
краски, мелки, фломастеры, пластилин, цветную бумагу, ножницы, клей! Пусть он и
дома может свободно заниматься творчеством. И не надо бояться, что все
запачкает красками, пластилином и клеем. Для этого просто нужно организовать
рабочее место и выделить свободных 20-30 минут. Даже когда Вы готовите ужин или
читаете газету – пусть ваш ребенок рядом занимается творчеством.
|