Приобщение детей к театральному искусству
Одним из видов проведения активного досуга является посещение театра. В процессе приобщения детей к сценическому искусству педагогам и родителям предстоит решать важнейшую задачу – формирование зрительской культуры, которая складывается из:
- знания особенностей театрального искусства;
- умения адекватно реагировать на сценическое действие;
- понимание роли зрителя в процессе создания театрального художественного образа;
- владения навыками взаимодействия с актёрами в процессе развёртывания сценического действия.
Приобщать детей к театральному искусству можно начинать рано. С появлением у детей простейших игровых действий, предметов-заместителей и т.п. складываются благоприятные условия, позволяющие начинать знакомство детей с искусством театра.
Однако практика семейного воспитания показывает, что раннее посещение театральных зрелищ является скорее исключением, чем правилом. Чаще всего знакомство с театром происходит в 4-6 лет.
Успешность первого выхода в театр зависит от хорошо организованной предварительной работы и так называемого «этапа ожидания». Предварительная работа включает в себя знакомство с содержанием спектакля, с правилами поведения в театре, подготовку вечерних туалетов.
В результате предварительной работы у детей должно быть создано настроение праздничного ожидания и ощущение предстоящей необычной встречи с прекрасным миром театрального искусства.
Приведём краткую памятку для взрослых, в которой указаны основные этапы формирования зрительской культуры и пробуждения сознательного интереса к театру.
- Самому любить и понимать театральное искусство.
- Владеть навыками театрального поведения и уметь доступно объяснять их детям.
- При выборе спектакля ориентироваться на возрастные и индивидуальные особенности детей.
- Знать основные этапы приобщения дошкольников к искусству сцены.
- Уметь интересно организовать в рамках каждого этапа с учётом особенностей каждого из них.
- Стимулировать активность дошкольников, используя разнообразные игровые приёмы.
- Активно использовать разнообразные продуктивные виды деятельности на этапах ожидания и проживания полученных в театре впечатлений.
- Стремиться к тому, чтобы все члены семьи принимали участие в организации походов в театр.
- Помнить, что наибольший воспитательный эффект будут иметь спектакли, которые увидят все члены семьи.
Чтобы научить ребёнка наслаждаться театральным искусством, недостаточно посмотреть один спектакль. Посещения театра должны стать систематическими.
Однако наиболее эффективным средством эмоционального проживания полученных впечатлений является домашний театр. Поскольку домашний театр – весьма своеобразная форма семейного досуга и, к сожалению, в последнее время почти забытая, то разговор должен быть особый.
Домашний театр издавна был одной из самых распространённых форм семейного досуга.
Домашний театр помогает удовлетворить потребность ребёнка в самовыражении, позволяет реализовать накопленный физический и эмоциональный потенциал. В повседневной жизни у ребёнка не всегда есть возможность и необходимость использовать все известные ему движения, проявлять всё многообразие чувств и ярко их выразить. Театральное искусство способствует физической и эмоциональной разрядке.
Подчеркнём особую роль домашнего театра в предоставлении возможности всем членам семьи заняться совместным творчеством, интересно и с пользой проводить свободное время.
Какие спектакли можно разыгрывать в домашних условиях? Это зависит от возможностей семьи. Если кто-то из членов семьи хорошо владеет навыками игры на каком-либо музыкальном инструменте, то возможна постановка оперетт, водевилей, сцен из классических или детских опер. Интерес к изготовлению различных поделок позволит создавать своеобразный театр кукол. Владение пластикой движения даёт возможность реализовать сценические особенности театра теней или пантомимы.
При организации домашнего тетра взрослым необходимо определить последовательность приобщения детей к искусству театра. С точки зрения О.А.Белобрыкиной, последовательность может быть следующей:
- мимитрические игры;
- ролевые игры;
- игры-импровизации;
-игры-представления;
-кукольные представления.
Мимитрические игры заключаются в том, что детям читают текст, сопровождая его имитационными движениями и звукоподражанием. Например, потешки «Идёт коза рогатая», «По кочкам» и т.п., стихи известных детских поэтов К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, С.В.Михалкова и др.
Ролевая игра характеризуется наличием диалога между действующими лицами. При этом каждый ребёнок берёт на себя роль и старается доступными средствами передать образ своего героя. В этой связи уместно вспомнить сказку «Теремок», стихотворение С.Я.Маршака «Телефон» и др.
Игра-импровизация предполагает самостоятельное придумывание детьми сцен и диалогов на заданную тему.
Игры-представления включают инсценировку или драматизацию каких-либо жизненных ситуаций и любимых сказок.
Таким образом, каждая семья решает для себя самостоятельно, в какой последовательности лучше приобщать ребёнка к искусству театра в домашних условиях.
Одно, несомненно: с младшими дошкольниками начать следует с простейшего кукольного театра. И, наконец, непременным условием успеха является совместное творчество всех членов семьи.
Каждый вид и жанр театра имеет свою особенность и специфические средства выразительности. В постановках домашних спектаклей необходимо это учитывать. Независимо от жанра и вида театра любая постановка реализуется в несколько этапов:
- Выбор пьесы (произведения). Определение основной идеи спектакля.
- Работа над текстом.
- Определение характера героев. Распределение ролей.
- Репетиции отдельных сцен.
- Репетиции на сценической площадке.
- Создание декораций, костюмов, бутафории.
- Генеральная репетиция.
- Подготовка билетов, программ, афиш.
Конечно, такое деление является несколько условным. Параллельно с репетициями может идти изготовление декораций, костюмов и др.