УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Неоценимое счастье в нашей жизни – это здоровье. Его сохранение в значимой степени зависит от того, как мы к нему относимся. И здесь важно вспомнить древнюю мудрость, которая гласит, что подорвать здоровье намного легче, чем затем добиваться его восстановления.
Мы с вами уже говорили о том, что технология БОС предназначена не только для лечения и улучшения собственного здоровья, но и для того:
- чтобы сделать здоровыми и счастливыми своих детей;
- чтобы научить ребенка защищать себя от болезней, стрессов, переутомления;
- чтобы лучше развиваться, уметь концентрировать внимание;
- чтобы быть более усидчивыми и хорошо учиться в школе.
На сегодняшний день методика диафрагмально – релаксационного дыхания прочно вошла в арсенал оздоровления детей. Овладев этим типом дыхания, дети получают возможность самостоятельно корректировать функциональное состояние организма и использовать этот тип дыхания для общего укрепления здоровья. Механизм этого типа дыхания заложен в нас природой изначально. Это древнейший тип дыхания, присущий всем теплокровным и на 90% всей потребности в дыхании осуществляется за счет него.
Основная мышца, которая приводит этот тип дыхания в действие – диафрагма. Она разделяет брюшную и грудную полости. При вдохе диафрагма расслабляется и, опускаясь, давит на брюшные органы, которые в свою очередь прижимаются в брюшной стенке, заставляя ее выпячиваться и округляться. На выдохе диафрагма сокращается, поджимает легкие, а брюшная стенка втягивается. При этом верхняя часть грудной клетки остаются без движения. Внешне это выглядит как дыхание животом.
Но не всем детям удается сразу справиться с данной методикой. Появляется нервозность, а ведь когда ребенок возбужден, мышцы его чрезмерно напрягаются. Ничто не должно их раздражать, беспокоить и отвлекать от проведения сеанса. Поэтому необходимы упражнения «расслабляющего» характера. Но эффективны данные упражнения будут только тогда, когда они будут выполняться и закрепляться с детьми не только в детском саду, но и дома! Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит и ваш интерес к владению данными упражнениями.
В методических рекомендациях помещены упражнения на расслабление, которыми Вы, уважаемые родители, можете воспользоваться.
Цель данных упражнений:
Дать почувствовать детям, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием, обучить их некоторым приемам расслабления.
Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных начинается с расслабления наиболее знакомых крупных мышц ног рук корпуса тела, шеи. Дети смогут лучше почувствовать расслабление указанных мышц если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих же мышц. Затем объяснить, как неприятно состояние напряженности, например, как неудобно длительное время находиться с напряженными крепко сжатыми в кулак пальцами. И, наоборот подчеркнуть, как свободно мы себя чувствуем когда наши мышцы не напряжены а расслабленно отдыхают. Только не напряженные руки легко выполняют по нашему желанию любое действие. Надо помнить: - напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным.
Обучая детей расслаблению нужно самим показывать соответствующие движения и доступно объяснять их. Например: сделать руки «вялыми как кисель как лапша; сравнит расслабленное тело с тряпичной куклой ; расслабление мышц живота – мяч из которого вышел воздух.
Важно!
Если ребенок чувствует себя комфортно при выполнении упражнений – значит они выполнены совершенно правильно.
Итак, в путь, в мир увлекательных упражнений, а от упражнений – к знаниям!
Успехов вам, дети и взрослые!
Методические рекомендации для родителей
Тема: «Умей расслабиться»
Спокойное состояние, необходимое для дружеского общения с партнерами, в большой игре обеспечивается общим мышечным расслаблением.
Когда человек возбужден, мышцы его чрезмерно напрягаются. Например, в гневе люди могут сжимать кулаки: раздражаясь, быстро постукивать ногой или невольно ломают подвернувшийся предмет.
Цель:
Дать почувствовать детям, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием, обучить их некоторым приемам расслабления.
Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных начинается с расслабления наиболее знакомых крупных мышц ног рук корпуса тела, шеи. Дети смогут лучше почувствовать расслабление указанных мышц если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих же мышц. Затем объяснить, как неприятно состояние напряженности, например, как неудобно длительное время находиться с напряженными крепко сжатыми в кулак пальцами. И, наоборот подчеркнуть, как свободно мы себя чувствуем когда наши мышцы не напряжены а расслабленно отдыхают. Только не напряженные руки легко выполняют по нашему желанию любое действие. Надо помнить: - напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным.
Обучая детей расслаблению нужно самим показывать соответствующие движения и доступно объяснять их. Например: сделать руки «вялыми как кисель как лапша; сравнит расслабленное тело с тряпичной куклой ; расслабление мышц живота – мяч из которого вышел воздух.
Расслабление мышц рук, ног, корпуса
Взрослый:начинаем игру. Руки положите на колени, успокоились. Слушайте и делайте, как я.
Упражнение «Штанга»
Взрослый: будем заниматься спортом. Встаньте. Представим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите её. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу… Устали руки и бросили штангу (руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища). Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть-выдохнуть!…
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом
(Наклониться вперед)
Штангу с поля поднимаем…
(Распрямиться)
Крепко держим…
Взрослый прикасается к мышцам плеча и предплечья детей, обращает их внимание на напряжение и последующее расслабление
И бросаем!
(Упражнение повторяем 3 раза)
Наши мышцы не устали ––
И ещё послушней стали!
Нам становится понятно:
Расслабление –– приятно.
Упражнение «Кораблик»
Взрослый: представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу –– прижмем к полу правую ногу (правая напряжена, левая – расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола). Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону –– прижимаем левую ногу (напряжена левая нога, правая – расслабилась). Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох-выдох!
Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую –– расслабляем!
Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом – для левой. Педагог обращает внимание детей на напряженное и расслабленно состояние мышц ног.
А теперь сядьте и слушайте (говорит спокойно, медленно)
Снова руки на колени,
А теперь немного лени…
Напряженье улетело ––
И расслаблено все тело…
Наши мышцы не устали
И ещё послушней стали.
Дышится легко ..ровно…глубоко
Наша игра закончилась. Вы немного отдохнули, успокоились. Поняли, как можно расслабить руки, ноги и все тело.
Расслабление мышц живота
Упражнение «Шарик»
Взрослый: представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот (дети сидят на стуле, руки на коленях). Надуем живот так, будто это большой воздушный шар. Тогда мышцы живота надуваются. Это сильное напряжение, неприятно! Не станем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у вас маленький шарик. Сделаем спокойный вдох животом, так чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи нельзя поднимать!
Вдохнуть! Выдохнуть! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам входит внутрь! И выдох спокойный, ненапряженный! Делайте, как я.
Вот как шарик надуваем!
И рукою проверяем (делается вдох)
Шарик лопнул –– выдыхаем.
Наши мышцы расслабляем!
Дышится легко… ровно… глубоко…
(Повторить 3 раза)
Расслабление мышц шеи
Взрослый: поверните голову влево, постарайтесь повернуть ее так, чтобы увидеть как можно дальше (дети сидят на стуле, руки на коленях). Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, ощутите напряженность мышц. Возвращаемся в исходное положение. Посмотрите прямо. Мышцы шеи расслабились. Легко дышится. Теперь поверните голову вправо. Ещё больше! Постарайтесь справа увидеть, как можно дальше. Теперь мышцы шеи слева напряглись, стали как каменные. Даже дышать трудно…. Посмотрите прямо. Расслабились мышцы шеи. Легко дышится. Слушайте и делайте, как я.
Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо….
А потом опять вперед.
Тут немного отдохнет:
Шея не напряжена
И рассла-а-бле-на…
Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.
Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Трудно дышать!… Выпрямились! Легко стало, свободно дышится. Слушайте и делайте, как я.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, дальше всех!
Возвращается обратно ––
Расслабление приятно!
Шея не напряжена.
И рассла-а-бле-на…
А сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи сзади. Стали твердыми. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно! Хорошо дышится. Слушайте и делайте, как я.
А теперь посмотрим вниз ––
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно ––
Расслабление приятно!
Шея не напряжена.
И рассла-а-бле-на…
Закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились. Расслабились ваши руки, ноги, шея. Руки и ноги стали послушными. Вам легко и приятно дышится.
Этюды на расслабление мышц (закрепление навыков релаксации)
«Шалтай-Болтай»
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне. (С. Маршак)
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.
«Винт»
Исходное положение: пятки и носки вместе. Корпус поворачивают влево и вправо. Одновременно с этим руки свободно следуют за корпусом в том же направлении.
«Насос и мяч»
Играют двое. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движениями рук (они качают воздух) звуком «с». с каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего – поднимается голова, после четвертого надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями.
«Качели»
Ребенок, стоя, качается на качелях.
Выразительные движения:
1. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну их ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.
2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед, назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени. |